← назад
Школа корпоративного тренинга Вячеслава Летуновского
Карта сайта
Закрыть

Главная страница

 

Руководство

О нас

Управление персоналом

Клиенты и проекты

Тренерское мастерство

Статьи

Продажи и работа с клиентами

Контакты

Полезные ссылки

Организационная диагностика

Расписание мероприятий

Развитие системы управления

Ближайшие мероприятия

Ближайшее заседание

Новости

О клубе

События

Стать членом клуба

 

   

О нас

 

Летуновский Вячеслав

Ермилова Елена

Ермаков Дмитрий

Журавлева Екатерина

Фатина Маргарита

 

Екатерина Великая - управленческий стиль

Управленческий гений Екатерины II Великой. Уроки истории для русских менеджеров

Как же так получилось, что немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская из знатного, но бедного рода (ее отец Христиан Август Анхальт-Цербстский в то время был всего лишь комендантом крепости и гарнизона маленького городка Штеттин в померанской Пруссии) стала Екатериной II Алексеевной, Великой императрицей самой великой в мире империи, матушкой вся Руси? И не просто стала, по мнению многих исследователей, Екатерина была самой эффективной правительницей России, на нашем сегодняшнем языке – наиболее эффективным менеджером? Чтобы понять суть и смысл управленческого подвига Екатерина (а по другому это не назовешь), необходимо понять специфику страны и народа, которым ей пришлось управлять. Никто ведь до конца так и не понял эту загадочную русскую душу, она и сейчас не перестает удивлять иностранцев. Она не перестает удивлять и нас самих. А вот Екатерине действительно удалось понять русскую душу. В русском языке слова «понимать» и «любить» имеют схожую семантику, родственные смыслы. «За что ты его любишь?» - «Он меня понимает?». Как это вообще «Он меня понимает», что это значит? «Понимает» в данном контексте означает принимает меня таким, какой я есть, уважает мою природную уникальность, мои специфические особенности и способствуют раскрытию моего потенциала, полному осуществлению моих бытийных возможностей. Екатерина так и говорила, что ее главная цель - «Довести империю до высшей степени благополучия». Главное основание ее управленческого успеха состояло в том, что она действительно любила Россию и русский народ. Вот базовые принципы ее управленческого подхода, написанные ее же рукой: «Желаю и хочу только блага стране, в которую привел меня Господь. Слава ее делает меня славною. Вот мое правило, и я буду счастлива, если мои мысли могут в том содействовать».

«Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты: вот начало, от которого я отправляюсь».
«Свобода — душа всего на свете, без тебя все мертво. Хочу повино¬вения законам; не хочу рабов; хочу общей цели — сделать счастливы¬ми, но вовсе не своенравия, не чудачества, не жестокости, которые не¬совместны с нею» (намек на необходимость отмены крепостного состоя¬ния крестьян).
«Когда на своей стороне имеешь истину и разум, тогда это следует высказывать перед народом, объявляя ему, что такая-то причина приве¬ла меня к тому-то: разум должен говорить за необходимость. Будьте уверены, что он победит в глазах большинства».
«Власть без доверия народа ничего не значит. Легко достигнуть любви и славы тому, кто этого желает: примите в основу ваших дей¬ствий, ваших постановлений благо народа и справедливость, никогда не разлучные. У вас нет и не должно быть других видов. Если душа ваша благородна, вот ее цель ».

 

С другими царями и императорами все было труднее и сложнее. Многие из них пытались перевоспитать русских на близкие самим императорам идеалы правильности, которые, они, как правило, черпали за границей. Такое насилие над собой, Россия не прощала. Меньше года правит Петр III, всего 4 года Павел I и последний. Особенно показательно в этой связи сравнение Петра III и Екатерины. Оба ведь немцы, почему же Россия выбирает именно Екатерину? Ответ на этот вопрос также очень прост. Петр не понимал Россию, он ее не любил.

В силу ряда обстоятельств Петр III мог претендовать одновременно на русский и на шведский престол, и тот факт, что ему достался именно русский престол, Петр считал неудачей. И это отражалось на его отношении ко всему русскому. Прежде всего, это неуважение выразилось в том, как он обошелся с результатами 7-ми летней войны с Пруссией. Войну эту Пруссия позорно проиграла и Великий прусский король Фридрих II (имевший прозвище «старый Фриц») утратил славу военного гения. Кстати говоря, именно в этой войне свой первый боевой опыт получил молодой майор, а позже и полковник Александр Васильевич Суворов, который в лихой кавалерийской атаке пол командованием генерала Берга брал Берлин.

В результате войны Россия приобретает Восточную Пруссию вместе с Кенигсбергом и находящимся нем Эммануилом Кантом, который вместе с другими дворянами присягает русской короне. Комендантом Кенигсберга становиться отец Александра Васильевича Суворова – генрал-аншеф Василий Иванович Суворов. Немалой кровью достаются России эти приобретения. Что же делает по восхождению на престол Петр III? Он возвращает Старому Фрицу все эти завоевания, Кенигсберг с Кантом и объявляет Фридриха своим другом. Скажите. Как будет после этого относится к нему Россия, особенно в лице героев прошедшей войны? Петр во дворе много говорит на немецком, поднимает тосты за Фридриха, скучает и зевает в церкви, не соблюдает посты… Охраняет его немецкая охрана из Голштинии (именно отец Суворова Василий Иванович будет во время переворота разоружать эту охрану).

И тут русскому взору открывается Екатерина как полная противоположность Петру III, она с интересом изучает русский язык и православие, достойно ведет себя в Церкви. Увлеченно изучает русскую историю, читая летописи, отказываетcя поднимать тост за Гольштинский Дом и Фридриха II… Понятно, что судьба Петра была предрешена, равным образом как была предрешена судьба Екатерины. Россия выбирает ее. Ведь это только кажется, что историю вершат личности, историю вершат народы… А личности просто оказываются любо готовы, либо не готовы к исполнению своей миссии…

Вообще то, положа руку на сердце, надо сказать, что управлять нашей страной – действительно не подарок. Более половины наших правителей этой ноши не выдерживали и реально ломались. Под «ломались» я понимаю, заболевали и умирали, погибали во время заговора, сами отказывались от правления. Мало кто знает тот факт, что Екатерина является абсолютным рекордсменом среди русских монархов по числу прожитых лет, а она, между прочим, и до 70-ти не дотянула, умерла в возрасте 67 лет. А еще важнее – она также является рекордсменом по времени правления – 34 года. Именно эти 34 года в русской истории принято называть «Золотым веком Екатерины». Почему «золотым» и как ей это вообще удалось?

Создание своей партии

Начнем с того, что Императрица умела нравится людям, она умела располагать их к себе. Что именно она делала? Начнем с того, что она проявляла к ним искренний интерес. Причем этот интерес не был праздным или деланным (как у профессионального HR менеджера, который улыбается, смотрит вам в глаза, кивает головой, а при этом думает «Нет, опять не тот…»). Она действительно относилась к людям с интересом, с желанием их понять, в том самом смысле слова «понять», о котором я писал выше.

В отличие от всех предшествующих российских монархов и многих последующих, Екатерина была терпелива. Возможно, сказался детский опыт. Когда ей было примерно 7 она сильно простудилась, наверное, у нее была одностороння пневмония. Девочка пролежала на постели в одном положении около 3-х месяцев, что привело к искривлению позвоночника. Способ лечения был очень жестким: в течение3-х последующих лет, Екатерина носила железный корсет. Императрица внимательно выслушивала своих подданных, она действительно старалась разрешить и проблемы и трудности. Могла например, по прошению купцов снять губернатора, или отселить по их просьбе евреев подальше от Москвы… Решения она принимала не сразу, поддавшись эмоциональному порыву, а на следующий день, с утра когда голова лучше соображает, и решение действительно вызреет.

Екатерина подобно Петру I, или, к примеру, Фиделю Кастро, была очень интересующимся и увлекающимся человеком. Она искренне интересовалась не только людьми, а целыми сферами человеческой деятельности: литературой, искусством, экономикой, юриспруденцией, эти обширные разносторонние познания ей в последствие очень пригодились. Екатерина переработала огромное количество литературы. Стоит упомянуть тот факт, что ею были куплены и частично изучены огромные библиотеки великих французских просветителей философа Вольтера и энциклопедиста Дидро. Изучая тот или иной предмет, Екатерина искренне стремилась его понять. Когда уставали глаза, ей читали в слух…

Императрица умела создать вокруг себя открытую позитивную атмосферу. В этой связи вспоминается надпись «Хозяйка здешних мест не терпит принужденья», которая была начертана на дверьми зала, в котором Екатерина по вечерам проводила свои собрания и эрмитажи. В известном стихотворении «Мне жаль великия жены» Александр Сергеевич Пушкин описывает Екатерину следующим образом:
Мне жаль великия жены,
Жены, которая любила
Все роды славы: дым войны
И дым парнасского кадила.
Мы Прагой ей одолжены,
И просвещеньем, и Тавридой,
И посрамлением Луны,
И мы прозвать должны
Ее Минервой, Аонидой.
В аллеях Сарского села
Она с Державиным, с Орловым
Беседы мудрые вела -
чай пила -
С Делиньем — иногда с Барковым.
Старушка милая жила
Приятно и немного блудно,
Вольтеру первый друг была,
Наказ писала, флоты жгла,
И умерла, садясь на судно.
С тех пор мгла.
Россия, бедная держава,
Твоя удавленная слава
С Екатериной умерла.

 

Удивительно само сочетание, с одной стороны монументальное величие: громы военных побед, кардинальное правовое преобразование государства, дружба с величайшими философами своего времени и с другой - «милая старушка». Как это вообще возможно, как такое может быть? Оказывается может, если над этим целенаправленно и серьезно трудится. Овладеть искусством нравиться людям будущей императрице помогла мать Иоганна Елизавета. Она уверила девочку, что та совершенная дурнушка, и единственный шанс для нее обустроиться в этой жизни – это овладеть хорошими манерами. Девочка была упряма, умна, настойчива и стала целенаправленно тренироваться на гостях, посещавших штеттинский замок. Очень скоро она добилась успеха. Полученные навыки ей очень пригодились в России. Будущая императрица стала старательно работать в данном направлении сразу же по приезду:
«Больше чем когда-либо я старалась снис¬кать расположение всех вообще, больших и малых. Никто не был забыт мною, и я поставила себе правилом думать, что я нуждаюсь во всех, и всячески приобретать общую любовь, в чем я и успела». А ведь это немалая работа - «никто не забыт». Самое главная Екатерина уже умеет настраивать на позитивный лад себя, а через себя и всех других. Попробуйте ка это на себе - «поставила себе правилом думать, что я нуждаюсь во всех», это просто титанический труд:
«И в торжественных собраниях, — объясняла Екатерина, — и на прос¬тых сходбищах и вечеринках я подходила к старушкам, садилась подле них, спрашивала об их здоровье, советовала, какие употреблять им средства в случае болезни, терпеливо слушала бесконечные их рассказы об их юных летах, о нынешней скуке, о ветрености молодых людей; сама спрашивала их совета в разных делах и потом искренно их благодарила. Я узнала, как зовут их мосек, болонок, попугаев, дур; знала, когда которая из этих барынь именинница. В этот день являлся к ней мой камердинер, поздравлял ее от моего имени и подносил цветы и плоды из ораниенбаумских оранжерей. Не прошло двух лет, как самая жаркая хвала моему уму и сердцу послышалась со всех сторон и разлилась по всей России. Этим простым и невинным образом состави¬ла я себе громкую славу, и, когда зашла речь о занятии русского пре¬стола, очутилось на моей стороне значительное большинство »

Джакомо Казанова, посетивший Россию в 1765г. так описывал Екатерину «Государыня , - писал он, - обладала искусством пробуждать любовь всех, кто искал знакомства с нею. Красавицей она не была, но умела понравиться обходительностью, лаской и умом, избегая казаться высокомерной». Тот же Казанова, кстати, отметил интересный факт. Играя в карты, Екатерина не стремилась выиграть. А организовывала процесс игры так, чтобы кто-нибудь из тех, кому она хотела доставить удовольствие выиграл.

Умение нравиться людям, это, конечно хорошо, но не только оно делает человека великим управленцем. В случае Екатерины это было, конечно же, не только оно. Поразителен конец Пушкинского стихотворения:
Россия, бедная держава,
Твоя удавленная слава
С Екатериной умерла.

Что же такое фундаментально важное исчезло вместе с Екатериной, о чем так сокрушается Пушкин? Кстати, не только Пушкин. Когда хоронили Екатерину, английский посол высказался немного не мало так: «Хоронят Россию». Когда я изучал управленческое наследие Суворова, мне бросился в глаза один примечательный факт. Во времена Екатерины русские много воевали. На 34 года ее правления пришлось более 70 разного рода крупных и мелких военных конфликтов. И практически из всех Екатерина выходила с блестящими победами. Побеждает, причем ,не только великий Суворов, побеждают все: Потемкин, Орлов, Румянцев, Берг, Каменский, Репнин, Чичагов, Ушаков и многие другие. В Европе сложился устойчивый миф о непобедимости русского оружия. Через несколько лет после ее смерти и смерти Суворова (он пережил императрицу на 3 года) картина резко меняется, в сражениях Россия все чаще проигрывает, а победы ей достаются огромной ценой.

Как тут не вспомнить Пушкинское «твоя удавленная слава…» Кто же ее удавил и что же такое произошло? Лично мне, по началу, это тоже было удивительно. Вообще то, во время Екатерины в войсках было много бардака, офицеры часто отсутствовали, пребывая, в каких то непонятных отпусках, солдаты строили полковникам усадьбы, а то и вообще работали на их полях. Вечные беды России – воровство и коррупция… Ни чуть не лучше обстояло дело и в гражданских учреждениях. Тем не менее, города (да еще какие, с прекрасной архитектурой) и корабли строятся, дороги возводятся, все войны блестяще выигрываются. И вот на престол вступает Павел I и реально начинает наводить порядок: офицеры возвращаются из отпусков, солдаты находятся в казармах. Жизнь всех государственных учреждений жестко регламентируется. Положа руку на сердце, порядка становиться больше. Весь вопрос в том, какого порядка?

Будучи молодым цесаревичем, Павел посетил Пруссию, прусский король Фридрих (все тот же «старый Фриц» тогда был еще жив) устроил Павлу шикарный прием с военным парадом. Павел пришел в восторг при виде вышколенных прусских солдат и лакеев, его до глубины души потрясла безукоризненная прусская точность и исполнительность. При восхождении на престол он вознамерился совершить в России нечто подобное, и, когда ему такая возможность представилась, начал вершить… Прусские порядки и форма одежды вводились в госаппарате и в армии, переводились на русский язык прусские уставы и регламенты (как тогда говорили «артикулы»), а для их исполнения назначался огромный штат инспекторов и контролеров. Значительно меняется, говоря современным языком, функционал линейных руководителей и руководителей структурных подразделений. Меняется, конечно, в сторону контроля на предмет соответствия артикулу.

Вот мы много говорим о загадочной русской душе. А загадок, в ней, если честно, не так много. В русской душе всегда есть жажда подвига и геройства. Если нам не подкидывают трудностей со стороны, мы создаем их себе сами, а потом героически преодолеваем. А еще русской душе нужна воля для творческого проявления. Русские воюют не по правилам, и именно поэтому побеждают. Против тотальной унификации и обезличивания в армии восстает Суворов. Он ведь раньше это уже проходил. Тоже самое было при Петре III, он ведь воевал с пруссаками, и знает что унификация не панацея, на войне побеждает не унификация, а хорошая выучка и высокий моральный дух. У машин нет высокого морального духа, у машин вообще нет никакого морального духа, именно поэтому пруссаки разбиты и бегут.

Суворов падает в отставку, он не может служить в такой армии: «Я боевой генерал, а не инспектор», «Я людьми командую, а не пружинами». Вместе с ним рапорты об отставке подает чуть ли не половина командного состава всех уровней в подчиненных ему войсках. Иногда я думаю, смог бы вообще состояться феномен Суворова, если бы ему довелось жить и служить при Павле? – вряд ли. Возвратившись после 7-ми летней войны с Пруссией, Суворов около 5-ти лет командует Суздальским пехотным полком. Именно тогда происходит осмысление боевого опыта, разрабатывается и апробируется на практике система воспитания и обучения солдат и подразделений. Суворов пишет «Полковое учреждение» (свой вариант воинского устава) и наброски к знаменитой «Науке побеждать». В своем полку он полный хозяин. В прусской же системе, которую насаждал Павел, хозяин не руководитель, хозяин – артикул. Прусская система убивала творческое начало, прусская система убивала субъектность. В прусской системе совсем не оставалось место милой русскому сердцу волюшке.

 

Это понимал Суворов: «Знай и дерзай!», «Спрашиваться разрешения старших крепко запрещаю!», «Местному всегда виднее». Это хорошо понимала Екатерина. Этого не понимал Павел, за что и поплатился. Однако поплатился, увы, не один Павел. Через 4 года Павла в результате государственного переворота сместят, но прусский дух мертвых артикулов прочно войдет в нашу жизнь, сумеет пережить все русские революции, включая революции 1992г. и благополучно дойти до наших дней. Распространению и утверждению мертвого прусского духа в управленческом подходе на территории России, пожалуй, еще большую роль, чем Павел сыграл «непревзойдённый в России мастер муштры» А.А.Аракчеев, ставший при Павле начальником всех сухопутных войск. Павел после переворота ушел, а Аракчеев остался. При Александре I он становиться военным министром. За свою безукоризненную исполнительность он настолько проникается доверием императора, что становиться фактически премьер-министром, вторым лицом в государстве. Сам по себе как человек Аракчеев добр, фантастически бескорыстен (отказывается от наград, жертвует огромные суммы денег бедным кадетам) и безупречно честен, но русскую душу понять не может, от чего все время страдает: крестьяне в военных поселениях бунтуют, дворовые убивают его любимую наложницу, даже собственную мать умудрился обидеть, лишив ее по собственному недомыслию награды императора.

Во время царствования Николая I, посеянный при Павле прусский дух, дает свои обильные плоды. Разросшийся бюрократический аппарат делает страну практически не управляемой.

«Канцелярская наглость составляла исстари хроническую язву России… При Николае эта наглость стала принимать правильные формы, несмотря на строгость императора… Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … Деморализация осталась ещё в подполье; канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Наконец вступает наглость высшего рода, где высокие сановники принимают инициативу и берут канцелярскую сволочь себе в сообщники… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом».

И сам Николай тоже весь под властью прусского духа, женится на прусской принцессе Шарлоте, работает как машина по 18 часов в сутки. Получив инженерное образование, он относится к России как к огромной машине, совершенно позабыв о том, что она женщина, она живая. Россия в его руках чахнет, чахнет и он сам, в самом прямом смысле этого слова, он ведь тоже русский. В феврале 1855г. Николай подхватывает грипп, потом пневмонию и в начале марта умирает, буквально за несколько дней до падения Севастополя…

Весьма любопытные записки о царствовании Николая I оставил Лев Николаевич Толстой: «Мы ночевали у 95-летнего солдата. Он служил при Александре I и Николае.(…) — А мне довелось при Николае служить,— сказал старик. — И тотчас же оживился и стал рассказывать.
— Тогда что было,— заговорил он. — Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали. Говорил он и с отвращением, и с ужасом, и не без гордости о прежнем молодечестве. — А уж палками — недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило, Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище» . Огромная человеческая трагедия таких людей как Аракчеев и Николай I заключалась в том, что будучи людьми добрыми, честными, благородными, бескорыстными до аскетизма, неоднократно демонстрировавшими свою готовность пожертвовать жизнью ради ближнего, все цело преданными своему долгу и Родине, они совершенно не понимали ни специфических особенностей людей, которыми они управляют, ни специфики текущей ситуации. Их самоотверженный титанический труд на машинный лад, сослужил очень дурную службу их Родине, которую они оба искренне любили. Они могли добиться небольших успехов на каком-нибудь отдельно взятом локальном направлении. Например, тот же Николай построил несколько хороших, очень нужных стране железных дорог и очень красивый Троицкий Собор в Санкт-Петербурге, но в целом их машинообразная деятельность оказалась губительна для страны. Именно они против своей воли оказались теми самыми «давителями» и «душителями» русской славы. Вот что имел в виду Пушкин, когда писал «твоя удавленная слава».

Виденье будущего

А что же Екатерина? Чем отличался ее подход? Как ей удалось взрастить целую плеяду гениев? Чем она их воодушевила? Как она ими управляла? Все вы знаете, что великих управленцев отличает умение работать с виденьем желаемого будущего. Этим отличался Александр Васильевич Суворов, рисовавший своим подчиненным яркие детализированные картины победного финала будущих сражений. Этим же отличалась и Екатерина, только масштаб был другой. У Суворова речь шла об образе невероятно эффективной всесокрушающей армии, образе, который он так ярко и красочно описал в своей «Науке побеждать», и, который ему действительно удалось воплотить в жизнь.

Такой «Наукой побеждать» для Екатерины стал ее «Наказ». Помните у Пушкина «Наказ писала…». Так вот этот самый Наказ как раз и был для Екатерины идеальным образом того государства, которое она хотела построить. Никто из предшествующих руководителей страны, ни из последующих над своим виденьем будущего не работал так усердно как Екатерина. Над своим Наказом она работала ежедневно в течение 3-х лет, обычно по утрам в течение 2-3-х часов, но иногда, когда не было срочных государственных дел, она просиживала за этим документом до 15 часов в сутки.

Наказ представлял из себя своего рода свод базовых принципов правового устройства государства. В нем подробно описывалось для чего нужны законы и как они будут воздействовать на общество. Последовательно рассматривались вопросы уголовного и гражданского права, судопроизводства, разрешения финансовых споров, административного управления и функционирования полиции. Екатерина не ограничилась изложением философских принципов, но затронула в своем труде сложные вопросы юридической техники. Основная идея Наказа, как об этом говорила сама Екатерина, заключалась в том, что все люди –братья. Императрица также называла свою работу «Исповедью здравого смысла». Екатерина основывалась на самых передовых идеях в области права того времени. У Монтескье она взяла «естественное право», в том смысле, что правовое устройство государство должно соответствовать географическим, историческим и культурным особенностям народа, а также принцип разделения судебной и исполнительной власти. В духе Монтескье она формировала и само виденье своего будущего государства, как прирастающего экономически важными территориями и укрепляющего год от года свою силу и мощь.

.

Интересно отметить, что свою законотворческую работу Екатерина производит в тесном взаимодействии со своим русским окружением: Орловыми, Бибиковым, Паниным. Сумароковым и другими. Это общение не всегда приятно, целые главы и разделы Наказа приходиться вымарывать. Тем не менее, работа движется, содержание Наказа адаптируется к местной среде, и отчасти прямо из нее вырастает. Многие положения из Наказа Екатерина иллюстрирует примерами из русской истории, которую очень тщательно изучала в молодости. Тем не менее, нельзя сказать, что она во всем уступает, нет на некоторых принципах, например, таких как отмена пыток и «презумпция невиновности» Екатерина стоит твердо.

 

При работе над Наказом она ведет активную переписку и со своими зарубежными корреспондентами: Вольтером, Дидро, Д’Аламбером, Королем Прусским Фридрихом и Австрийским императором Иосифом. Приглашает в Россию аббата Чезаре Беккариа Бонесано, автора знаменитого трактата «О преступлениях и наказаниях», именно на его трудах она обосновывает идеи необходимости гумманизации всего правового процесса.

 

Екатерина настаивает в своем на Наказе на отмене крепостного права, приводя, довольно убедительную аргументацию устройства земельных отношений в других странах, но встречает настолько яростное сопротивление со стороны всех слоев общества (кроме самих крестьян), что вынуждена уступить. Решение крестьянского вопроса в России приходиться отложить еще на 100 лет. Можно отнестись к этой уступке Екатерины по разному, возможно, ближе к концу своего царствования, когда она довольно прочно утвердилась на троне, она, скорее всего, и сумела бы довести решение этого вопроса до логического конца, но не решилась, а может быть уже не хватало сил. Грянула Великая Французская революция, возможно, и Екатерина опасалась лишний раз будоражить общество. Что же касается времени работы над Наказом (1765-1770 годы), ее положение при дворе еще очень не прочно, вспомните, ведь это была эпоха дворцовых переворотов.

Работа над «Виденьем будущего страны» давалась Екатерине не так легко. Ее несколько идеализированные представления, базирующиеся на работах Монтексье и Беккария, а также французких просветителей, столкнулись с суровой реальностью российской жизни, но императрица не сдалась. Наказ пишется в постоянном взаимодействии как с ее ближайшим русским окружением, так и с теми же просветителями и с Беккарием. Кроме того, Екатерина обращается к практикам – своим венценосным коллегам, известно, что идеи Монтексье пытались развивать также прусский король Фридрих (все тот же «Старый Фриц») и император Австрии Иосиф II.

В июле 1867г. Екатерина созывает так называемую Большую Уложенную Комиссию. Со всех уголков империи в Москву съезжаются представители всех сословий, кроме крепостных крестьян, которыми владели помещики .Эти представители везут с собой наказы избирателей (жалобы, прошения по самым различным вопросам. Цель Уложенной комиссии – выработать общий свод законов Российской империи – Новое Уложение. Наказ Екатерины не был проектом Уложения, выработать этот проект и довести его готовой формы как раз и предстояло депутатам комиссии. Сам же Наказ выполнял роль инструмента трансляции виденья руководителя. Его распечатали и раздали всем членам Комиссии. Также наказ зачитывался в начале заседаний.

Работа над новым Уложением двигалась очень трудно и тяжело. Депутаты не обладали достаточной правовой и организационной культурой для выполнения этой грандиозной задачи. Через год Комиссия только вошла в курс дела, и тут в декабре 1768г грянула 1-я Турецкая война. Половина депутатов пошла на фронт. Война затянулась .Комиссию сначала отложили, а потом и вовсе закрыли. В 1773г. грянул Пугачевский бунт, Екатерина еще раз убедилась в правильности своих мыслей, о том, что стране нужны кардинальные преобразования, вследствие плохой управляемости повсюду царит произвол и злоупотребления, необходимо срочно наводить порядок. Императрица принимается за это дело сама.

Формально можно считать работу Комиссии не удачной. Итоговый документ ради которого она собиралась, так и не был выработан. Тем не менее, лично я считаю, что своей основной цели – как то изменение нравственной и правовой культуры страны в лучшую сторону, она во многом достигла. Нет, не единомоментно, самое главное был запущен процесс этих изменений. Ведь не так сложно составить свод законов и заставить людей его одобрить. Гораздо труднее воспитать в сердцах людей любовь к этим законам и желание их исполнять. Например, легендарный спартанский законодатель Ликург специально запретил записывать свои законы, которые должны были передаваться устно из уст в уста, развиваясь вместе с развитием общества. Законы Екатерины несли во-первых воспитательную роль, а во-вторых уже административную. Ее Наказ начинался так «Господи, Боже мой! Вонми ми и вразуми мя, да сотворю суд людем твоим по закону святому твоему судити в правду. 1: «Закон христианский учит нас взаимно делати друг другу добро, сколько возможно…».

Все депутаты, а это была самая активная часть общества, были ознакомлены с содержанием этого документа. На своих заседаниях они много спорили при его обсуждении. Позже, когда они вернуться на место своего постоянного проживания, они снова вернуться к законотворческой деятельности – но уже на местах и будут работе в духе Екатерининского Наказа.

 

Порядок

Когда Екатерина приступила к управлению государством, в административной сфере был жуткий бардак: В Петербурге не хватало хлеба, цены на него выросли вдвое. Жалованье армии задерживалось на несколько месяцев, на все вопросы, адресованные императрицей к сенату. Сенаторы отвечали: «Нет средств». Все это, однако, не смущает Екатерину, и она с деловитостью домашней хозяйки принимается за наведение порядка, ей очень пригодились в это время знания, которые она почерпнула в передовой литературе и в разговорах с российскими чиновниками разных уровней еще до восхождения на престол. Ее первые меры, просты и точны: уничтожение всех монополий на что бы то ни было. Все таможни взяты в казенное управление. Учреждается комиссия по коммерции, которая учреждает единую тарификацию на все товары. Екатерина отменяет постройку новых кораблей (Не навсегда понятно), ведь деньги очень нужны сейчас. Снижает налог на соль. Хлеб и соль падают в цене, армии выплачивается жалование. Народ успокаивается.

Тем не менее, составить внятную картину того, что происходит в ее необъятной империи Екатерина не может. Ее многочисленные поездки по европейской части России несколько улучшают ситуацию. Она лучше понимает, что происходит в Твери, Туле и Киеве, некоторые вопросы решает тут же на месте или дает указание дать делу ход, но понимает, что для эффективного управления страной нужна система. А как же эту систему выстроить, когда не совсем разбираешься в том, что есть, в том, что ты имеешь.

И, вот, она приступает к долгосрочному управленческому проекту. Сначала формируется виденье правового и административного устройства государства (Наказ). Потом созывается Большая Уложенная Комиссия. Необходимо отметить, что эта комиссия для Екатерины являлась не только инструментом выработки нового свода законов, но также инструментом тотальной организационной диагностики.

По счету профессора Латкина, Уложенная комиссия состояла из 564 депутатов, из которых 28 были от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. Представителями дворян были, по преимуществу, военные (109 человек), горожан — купцы (173 человека), а затем мещане, секретари магистратов, духовных правлений и пр.; малорусские города присылали сотников, даже казаков, полковых писарей и пр. Сельское население и казаки присылали депутатов из своей среды; депутаты иноверцы (самоеды, башкиры, черемисы и пр.), большей частью, не знали русского языка, и им было разрешено выбрать в помощь особых «опекунов», знающих русский язык.

Избиратели должны были заявить через депутатов о своих «нуждах и недостатках»; поэтому депутат снабжался особым наказом, на составление которого, по обряду выборов, полагался довольно короткий срок — три дня. Составление наказа велось под руководством выборного представителя сословия. Издаваемые в «Сборнике Императорского Исторического Общества» наказы показывают, что население, большей частью, отнеслось очень серьезно к своим задачам, и наказы, поэтому, являются важным материалом не только для изображения «нужд, желаний и стремлений в эпоху Екатерининской комиссии», но также и для истории русского государственного строя в XVIII веке.

Депутаты привозили иногда по несколько наказов. Так, депутат Архангелогородской провинции Чупров привёз 195 наказов, а два депутата от 2-х других провинций Архангелогородской губернии привезли 841 наказ. Вообще число наказов значительно превышает численность депутатов. На 161 дворянского депутата имеется 165 наказов, на 208 городских — 210, на 167 крестьянских, считая казаков и иноверцев — 1066 наказов. Выборы и составление наказов, по большей части, происходили свободно, без видимого давления администрации (Брикнер, 2010).

Таким образом, в ведении Екатерины оказался огромный материал относительно того, что происходит в пределах ее необъятной империи. Екатерина поняла суть основных противоречий между сословиями и основное проблемное поле, которое в основном сводилась регулированию земельного права (которое было крайне запутано), регулированию торговой сферы и налогообложения, очень запутанными и противоречивыми также были вопросы статуса разных сословий и их прав, особенно это касалось периферии: Финляндия, Малороссия, казаки, коренные народы Севера и Сибири.

«Вообще в наказах, насколько содержание их сделалось известным, было множество жалоб, требований и просьб. Из них можно было усмотреть, какие недостатки были в администрации, каков был антагонизм разными сословиями, в какой степени все классы обще ства нуждались в обеспечении своих прав, в защите против насилия приказных людей, офицеров и пр. В весьма многих наказах обнаруживается стремление к некоторой независимости от органов центральной власти, к самоуправлению. Почти все сословия требовали учреждения постоянных собраний, которые состояли бы из депутатов и занимались бы решением менее важных судебных вопросов и делами местной администрации. (Брикнер, 2010, с.537-538)

Екатерина, имела возможность, встретиться со своим проблемным полем лицом у лицу. А это очень важно. Помните Суворовское: «Правде и смерти нужно честно смотреть в лицо». Многие вельможи ее предостерегали. Не буди, мол, матушка лиха, ведь люди, если люди организованно заявят, о том, что хотят, оставлять это как есть, будет уже нельзя. Предостерегал, например, Румянцев, что малороссы опять захотят гетманства. Екатерина, однако, не вняла предостережениям и смело ринулась в бой. Картина недостатков в управлении страной ей вскоре стала совершена ясна, равным образом как и степень готовности общества к тем или иным изменениям.

Позже, Екатерина, в своих записках писала о том, что, если бы не война, а потом не пугачевский бунт, она довела бы до конца работу Уложенной комиссии и в России появился бы новый, адекватный времени и ситуации свод законов – Новое Уложение. Однако, после бунта Пугачева, меры для наведения порядка в вопросах местного управления и самоуправления нужно было принимать немедленно, и Екатерина сама принимается за губернскую реформу.

Ко времени принятия данного законодательного акта ситуация в стране была следующая: Страна обладала огромными территориями, в которых ощущался явный недостаток административного ресурса, да и сам порядок распределения этого ресурса был весьма размытым. Власть в губерниях была централизованной и смешанной, отсутствовали принципы разделения судебной и исполнительной власти.

Важно отметить, что законодательный акт «Учреждение для управления губернии», обнародованный 7 ноября 1775 года, Екатерина в основном составила сама, опираясь на материалы, полученные из наказов Уложенной комиссии. Суть реформы сводилась к более дифференцированному территориальному делению на управляемые местным административным аппаратом области – губернии. До Губернской реформы Екатерины этих областей было примерно 20, после – 50. Основным критерием для выделения губернии в самостоятельную административную единицу - была численность проживающих на ней людей от 300 до 400 тыс. чел. Губернаторы назначались сенатом и были ему подотчетны, в том числе финансово, финансовые отчеты губерний проверяла счетная комиссия Сената. Несколько губерний объединялись под властью генерал-губернаторов, которых Екатерина назначала лично. Генерал-губернатор имел достаточно широкие полномочия, ему подчинялись все находящиеся на подконтрольной ему территории войска. Законотворчеством на уровне губернии занималось дворянское собрание, которое выбирало губернского предводителя дворянства.

Губернии делились на более мелкие административные единицы – уезды, с населением 20-30 тыс. человек. После реформы многие поселки и крупные села приобрели статус уездного города. Всё управление в уездах было отдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан - исправника (главу уезда) и заседателей Нижнего земского суда. Капитан-исправник и Нижний земский суд являлись главными органами власти в уезде.

Согласно «Жалованной грамоты городам», изданной Екатериной 21 апреля 1785 году статус отдельной административной единицы получил и город, который делился на части в 200 - 700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50 - 100 домов во главе с квартальным надзирателем. Первичным органом городского самоуправления стало городское собрание, члены которого избирались из всех городских сословий. Городское собрание избирало городского голову, старост, судей в совестный суд, бурмистров и ратманов в магистрат и ряд других исполнительных лиц. Раз в 3 года городское собрание избирало Городскую Думу, являющуюся распорядительным органом в городе, которая в свою очередь выбирало постоянно действующий орган исполнительной власти в городе – Шестигласную Думу (от всех основных шести сословий в городе):
Особого интереса заслуживает такое нововведение Екатерины как Совестный суд Совестный Суд состоял из председателя и шести других членов, избиравшихся от сословия дворян, городских обывателей и крестьян по два человека. Он рассматривал дела о преступлениях, совершенных по невежеству, безумными, малолетними, о колдовстве, чародействе, знахарстве и ворожбе, жалобы на незаконное содержание в тюрьме, а также рассматривал гражданские дела, которые переносились в него по соглашению сторон. Совестный суд должен был с одной стороны разгрузить Верхние и Нижние земские суды, а с другой способствовать нравственному просвещению народа. Это, безусловно, очень нужное и полезное начинание Екатерины однако не принесло должного результата, поскольку слабо была проработана процедура принуждения к ответственности со стороны провинившееся стороны.

В губернских учреждениях Екатерина впервые сделала попытку опять свести сословия для совместной дружной деятельности. В приказе общественного призрения и совестных нижних земских судах действовали заседатели, выбранные тремя свободными сословиями: дворянством, городским населением и классом вольных сельских обывателей. Правда, оба эти учреждения, как мы видели, заняли второстепенное место в строе местного управления, но они важны как первый проблеск мысли восстановить совместную [после Земских соборов] деятельность сословий, и это составляет одну из лучших черт губернских учреждений Екатерины. Екатерина также отделила судебные органы власти от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд.

В целом, можно говорить о том, что главная цель реформы, а именно повышение управляемости и снижение напряженности в отношениях между основными сословиями были достигнуты. Екатерине удалось соблюсти определенный баланс между интересами разных сторон, а также между самоуправлением и централизацией. Результатом реформы стало уменьшение бунтов и волнений среди крестьян. Вплоть до самой смерти Императрицы в 1796г. крупных волнений не было. Уменьшилось количество злоупотреблений властью, и возросла собираемость в бюджет. Однако за все эти преимущества пришлось заплатить значительным увеличением административного аппарата.

Следующим важным шагом в наведении порядка в стране явилось Генеральное межевание. Все дело в том, что ко времени правления Екатерины, в области земельного права ситуация была просто ужасной. В отдельных случаях допускалось общее владение, черезполостное владение, формальное владение не совпадало с реальным и т.д. Значительную часть жалоб, привезенных кандидатами в своих наказах, составляли именно вопросы земельной собственности. Попытку навести порядок в этом вопросе пытался осуществить Петр I, но его известный волюнтаризм проявился и здесь, пока земли репрессированных, передавались новым владельцам, порядок невозможно было навести в принципе. Императрица берется за дело кардинально и основательно: земли осужденных передаются их наследникам, право собственности сомнению не подлежит. Но как же быть с многочисленными жалобами и спорными вопросами?

Как всегда в основу кладется здравый смысл. Екатерина опирается на то, что есть. То есть за основу берутся не некие легендарные основания, а реальные факты, кто именно сейчас владеет и распоряжается землей. Далее всячески приветствуются полюбовные решения по договоренности. Если договориться не удается, есть возможность обратиться в суд, но если рассмотрение дела покажет, что ты не прав, будь готов заплатить неустойку и немалую. Для убедительности землемеров сопровождает вооруженная команда, по совместительству они также выполняют роль судебных приставов.

В 1765 г. Екатерина II подписывает указ об учреждении Комиссии в составе сенаторов П. И. Панина, А. П. Мельгунова, президента Вотчинной коллегии М. К. Лунина, генерал-квартирмейстера А.А. Вяземского. По итгогам работы данной комиссии 19 сентября 1765 г. издается «Высочайший манифест о генеральном размежевании земель во всей Империи». Для работы создается специальная Вотчинная коллегия. Все прежние межевые учреждения прекращают свою работу. Для ускорения прохождения дел Вотчинная коллегия делиться на четыре департамента, каждый из которых самостоятельно разбирает дела. В компетенцию каждого из департаментов было включатся строго определенное число городов.

Комиссия разрабатывает «Генеральные правила, данные Межевой комиссии для сочинения по оным Межевой инструкции», которые устанавливают цель генерального межевания – «утвердить спокойствие, права и надежность каждого владельца в его имении». Правила предписывали «все земли межевать не к именам владельцев, но к именам сел и деревень, а пустоши к их собственным названиям»; при этом каждому владельцу совокупности селений и пустошей предоставлено было не отмежевывать каждое селение порознь, а обводить все свое владение общей межой.

Девиз генерального межевания гласил: «Каждый при своем». Отныне межевание земель проводилось на основе действительных границ владений. В обязанности землемеров входило только утверждение бесспорных границ и съемка межуемых земель на планах. При спорах о границах владений землемеры должны были снимать на планы спорные отводы и передавать спорное дело на рассмотрение специально созданных межевых судебных органов, где вопрос решался на основе имеющихся документов. Всячески поощрялось полюбовное разрешение споров между владельцами земель. В этих случаях помещики сохраняли за собой примерные земли. При обнаружении незаконного владения земля изымалась из собственности «злонамеренных» владельцев.

В целом Генеральное межевание длилось почти 100 лет (1766 – 1861 гг.). Оно было проведено в 32 губерниях на общей площади 300,75 млн. га. За период 1766-1796 гг., то есть до конца царствования императрицы Екатерины II, генеральное межевание обошлось в 5.400.000 рублей, из которых 2.500.000 рублей было покрыто за счет взимаемых с землевладельцев пошлин, а остальные 2.900.000 рублей погашены казной.

Кроме этих 2-х грандиозных по своему масштабу преобразований, реально отвечавшим нуждам страны, Екатерина провела целую массу других реформ. За время ее правления было издано более 170 указов и др. административных документов упорядочивающих жизнь народа и деятельность управляющих органов на основе здравого смысла и передовых знаний того времени. Сюда можно отнести также реформу сената, секуляризацию земельных владений церкви, полицейскую, образовательную и финансовую реформу, уничтожение монополий и основание для свободного предпринимательства.

Родительский стиль управления. Создание развивающей среды

Коренным отличием управленческого подхода Екатерины от управленческого подхода Павла-Аракчеева-Николая I, было ясное понимание, что машинный подход в управлении людьми, и особенно русскими людьми результатов не даст. Екатерина относилась к людям как к людям, она их реально выращивала и воспитывала. При чем делала это вполне осознанно и целенаправленно: «Когда хочешь сделать новый рассадник устриц, - писала она, - недостаточно взять их с одного места и перенести в другое… Надо еще наблюдать глубину воды в приливе и отливе, природу дна, положение берегов, подобно тому, как хороший садовник рассматривает свойства почвы, когда хочет пересадить какой-нибудь куст. Время года, соленость воды и морские растения, на которые устрицы помещаются, - также предметы, которыми не надо пренебрегать». (Елесеева, 2010)

И она оставалась верна указанным выше принципам всю свою сознательную управленческую жизнь. Сегодня мы завалены западными учебниками менеджмента, идеализирующих простые примитивные идеи Эрика Берна вроде отношении «Взрослый - Взрослый», пропагандирующие «партнерские» отношения. На деле же мы видим, что наилучшего успеха в менеджменте добиваются именно «Заботливые родители». Только забота должна быть правильная. В свое время великий немецкий философ Мартин Хайдеггер выделял два вида заботы «Оберегающая» (можно также ее назвать «развивающей») и «Замещающая». Оберегающая забота подобно заботе о растении, чтобы у него было достаточно влаги, солнца, правильный состав почвы и чтобы не было паразитов. Метафора Екатерины про устрицы (см. выше) как нельзя лучше соответствует этому типу заботы. Замещающая забота – это когда взрослого ребенка кормят с ложечки, в результате он оказывается абсолютно не пригоден к взрослой жизни. Именно о таком типе заботы писал Эрик Берн, критикуя родительский стиль взаимодействия вообще и заботливый в частности.

Родительский лидерский стиль блестяще практиковал Александр Васильевич Суворов. Вспомним он так и обращался к солдатам: «дети мои», а они к нему «батюшка», «отец родной». Не один из управленческих стилей не может обеспечить такую высокую степень лояльности как родительский. Но и он имеет целый ряд подводных камней, не зря ж, все таки, его критикуют на Западе. Прежде всего, трудно разграничить личное и служебное. Суворов в этой связи проводил жесткую разграничительную линию: «Служба и дружба – линии параллельные, не пересекаются». У Екатерины с этим вопросом все было сложнее и запутаннее, тем не менее, на общей эффективности ее деятельности сказывалось мало, и она умела разводить личное и служебное.

Следующая опасность родительского лидерского стиля заключается в том, что вся ответственность переносится на родителя, люди вокруг него перестают развиваться личностно и профессионально. Как тут опять не вспомнить Суворова: «Если я сказал налево, ты видишь направо, меня не слушать, местному всегда виднее», «спрашиваться разрешения старших крепко запрещаю». Когда я спрашиваю себя, смог бы состояться гений Суворова при Павле, Александре I (читай при Аракчееве, он тогда был военным министром), Николае I, ответ выходит однозначный – нет. Суворов создавал свою систему подготовки, воспитания и ведения боя после окончания Семилетней войны с Пруссией, когда командовал почти 5 лет Суздальским Пехотным полком сначала в Суздале, затем на Новой Ладоге (1763-1769г.) Именно тогда он написал «Полковое учреждение» (свое рода Воинский Устав в Суворовском стиле), делает наброски к «Науке побеждать». Сразу же после этого полк принимает участие в Войне против Барской конфедерации в Польше и показывает блестящие результаты, как и вся система Суворова. Имея отряд из 800 пехотинцев Суворов лихо разбивает 5-ти тысячный кавалерийский корпус гетмана Огинского, что фактически решает исход войны в пользу России.

Когда на престол приходит Павел, он с маниакальной страстью начинает везде наводить порядок, артикулом предусмотренный (по прусскому образцу). Командиры всех уровней лишаются самостоятельности, задача у них теперь одна – привести все в соответствие с Павловским уставом. «Я генерал, Ваше Величество, а не инспектор», - Суворов подает в отставку. Результаты не замедлили себя показать: Наполеон, в конечном итоге, дошел до Москвы.

А ведь гений ни одного Суворова раскрылся и засверкал во всей красе при Екатерине, это Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, Петр Александрович Румянцев, Иван Иванович Бецкой, Гавриил Романович Державин, Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, Михаил Васильевич Ломоносов, Леонард Эйлер, Василий Баженов, Иван Кулибин.граф Н. И. Панин, адмиралы Ф.Ф. Ушаков, драматург А. П. Сумароков, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, всех и не перечислишь.

Екатерина обладала удивительной способностью видеть искры таланта в человеке и взращивать этот талант до уровня гения. Эту черту она отчасти смогла передать и Потемкину, именно поэтому проекты «Таврида» и «Новороссия» были осуществлены так успешно. Родительский (в смысле воспитания) гений Екатерины поистине удивителен. Вот, например, граф Алексей Григорьевич Орлов, мощный грубоватый русский мужик, любитель цыган, становиться адмиралом и устраивает полным разгром турецкому флоту в Чесменской бухте или граф Александр Андреевич Безбородко, ранее, писарь из Малороссии, тоже, кстати, не прочь хорошо выпить и погулять. А ведь разглядела талант, дала возможность вырасти, и вот он уже канцлер, один из самых мощных дипломатов своего времени, именно его перу принадлежат важнейшие для России документы о присоединении Крыма, о союзнических отношениях с Австрией, о «Вооруженном нейтралитете», фактически прекратившим безраздельное господство английского флота на море.

И если основания, заложенные Екатериной в административных и военных вопросах вскоре были сильно нарушены и искажены ее последователями (в сторону большей централизации и бюрократизации), то в сфере искусства и культуры они все равно принесли обильные всходы и в дальнейшем, именно этим основаниям мы обязаны гениям Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а позже Толстого, Чехова и Достоевского в литературе; П.И.Чайковского, Н. А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина – в музыке; Айвазовского, Крамского, Иванова, Федотова, Брюлова, Тропинина, Веницианова, Куинжи – в живописи.

Когда в 1967г. в Москве открылась Уложенная комиссия, депутаты в знак признательности императрице за заботу об обществе, решили преподнести ей титул «Великой и премудрой матери отечества». «О званиях, кои вы желаете, чтоб я от вас приняла, на сие ответствую: 1) не велика я, - о моих делах оставляю потомкам судить; 2) премудра я, - никак себя таковою назвать не могу, ибо один Бог премудр, и 3) матери отечества – любить врученных мне подданных я за долг почитаю; быть любимую от них – есть мое желание.» (Брикнер, 2010, с.549). Как пишет известный исследователь наследия Екатерины Ольга Елисеева (Елесеева, 2010): «Она хотела стать матерью отчества, она ею стала».

Данный факт оказался явственно запечатлен на картине Д.Г.Левицкого «Екатерина II – законадательница» (1783г.)

Данная картина глубоко символична, каждая деталь имеет свой глубокий смысл:
1. ЖЕРТВЕННИК с надписью «Для общего блага» символизирует государственное служение Екатерины II. На подобные возвышения в античных храмах возлагали подношения богам.
2. МАКИ в античной мифологии — атрибут Морфея, бога сна. Сжигая цветы, императрица показывает, что готова лишиться покоя ради блага подданных.
3. СТАТУЯ ФЕМИДЫ. Весы — главный атрибут богини справедливости и правосудия. На них взвешиваются добрые и дурные поступки. На картине Фемида не носит повязку на глазах. Такой ее изображали греческие скульпторы.
4. БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ Екатерины напоминает хитон античной жрицы. Белый цвет одеяний издревле символизировал чистоту.
5. МАНТИЯ с вышитыми государственными гербами свидетельствует, что перед нами владычица Российской империи.
6. ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК — древнеримский атрибут триумфатора — говорит о военных победах. Екатерину часто называли северной Семирамидой, но императрица предпочитала, чтобы ее сравнивали с Александром Македонским.
7. РЕГАЛИИ ордена Святого равноапостольного князя Владимира указывают, что Екатерина — глава ордена владимирских кавалеров. Орден был учрежден в 1782 году, и его девизом стали слова: «Польза, честь и слава».
8. ЦЕПЬ ордена Андрея Первозванного. Орден был главной наградой Российской империи. Апостол Андрей считается просветителем Русской земли.
9. ОРЕЛ, сидящий на книгах, олицетворяет законные основы государственного управления.
10. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ — аллегорический знак мира и всеобщего благоденствия.
11. КОЛОННЫ и взметнувшийся полог обозначают пространство храма Правосудия, в котором находится императрица.
12. КОРАБЛИ в море символизируют защищенную и процветающую торговлю, которая стала возможной благодаря военным победам и мудрому правлению Екатерины II.

 

Воистину бывшей прусской принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской удалось стать матушкой всея Руси – матерью отечества. И она действительно стала матерью, а не мачехой. Возвращаясь к уже упомянутому стихотворению Александра Сергеевича Пушкина: «И мы прозвать должны Ее Минервой, Аонидой.» Минерва – это римский аналог Афины-Паллады подходит для образа Екатерины как нельзя лучше, все войны (а они велись фактически беспрерывно) были блестяще выиграны, а знания, ремесла и искусство получили мощное основание для дальнейшего развития. Тему искусства Пушкин намеренно усиливает словом «Аонида», аонидами называли муз – покровительниц искусства, несущих вдохновение.

В заключении хотелось бы сказать, что управленческий опыт таких людей Александр Васильевич Суворов или Екатерина II Великая имеет непреходящая значение. В особенности же он ценен для нас русских, потому как оба этих руководителя не только сумели постичь и понять специфику загадочной русской души, но и создать ей такие условия для развития и осуществления, которые не до них, не после них не мог создать уже никто.

 

Литература
1. Екатерина II Великая. 1762-1796: (сборник); Иллстрированная история Екатерины Второй / А.Г.Брикнер. Вокруг трона. Екатерина Великая, иператрица Всероссийская / К.Валишевский – М.: Престиж бук: Фирма Арбалет, 2010 – 1136с.
2. Краснов П.Н. Екатерина Великая. – М.: Раритет, 1994 – 379с.
3. Елисеева Ольга. Екатерина Великая. – М.: Молодая Гвардия, 2010 – 635с.

 
← старница назад   страница вперёд →