Уроки спартанцев для тренингов командообразования В 3-м веке до н.э. между спартанцами и фиванцами произошло сражение, вошедшее в историю как «Бесслезное». Фиванцы в этом сражении были на голову разбиты, а все спартанцы как один вернулись домой, ни один не погиб, и даже не был тяжело ранен. Были ли фиванцы никчемными воинами? – Нет, среди греческих воинов они были одними из лучших, как и у спартанцев, среди них было много професионалов. Сам факт подобного исхода боя, крайне удивителен, во всяком случае, лично я не знаю его аналогов. В жестоком сражении, в котором с обеих сторон принимают участие тысячи воинов, где ломаются копья и летят тысячи стрел, и чтобы никто с обоих сторон не погиб? - так не бывает. Однако факт остается фактом враги были повержены, их потери исчислялись тысячами, а не один спартанец не погиб. Как такое вообще может быть? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к базовому закону ведения войны. Целое всегда побеждает части. У кого целостность, лояльность и управляемость выше, тот и побеждает. Яркий пример, сражения нашего выдающегося полководца Александра Васильевича Суворова, часто побеждавшего врага, превосходящего его в десятки раз. Спартанцы культивировали целостность (или как мы сказали бы сейчас командность) своего народа и своей армии. Как они это делали? -1) Воспитание подрастающего поколения было пронизано все. Дети в Спарте (и мальчики и девочки) всегда воспитывались на лучших идеалах, которые служили им предметами для подражания. Это были истории о героях Спарты, которые передавались из поколения в поколение, поэмы Гомера которые они учили наизусть. В Спарте вообще была очень популярна героическая и патетическая поэзия. Но не только подвиги на поле боя культивировались в Спарте. В Спарте культивировалось благородство, или может быть, более подходящее слово благочестие. Спартанцы очень ценили все настоящее, презирали роскошь и излишества, были глубоко религиозны. Спартанцы также славились особого рода речью, которую у нас сейчас принято называть лаконичной. Главная особенность этой речи заключалась в том, чтобы вычленить в высказывании или явлении самое существенное и отреагировать на него просто, ясно, емко и с достоинством. Быть спартанцем – это было не столько гражданство, сколько особого рода философия. Важно в тренингах командообразованияПомните спартанский лозунг «Со щитом или на щите?» Потерять щит для спартанца было позором. Почему именно щит, а например не меч, копье или шлем? Щит для спартанцев был не личной принадлежностью, а представлял элемент строя. В строю же каждый спартанец защищал не себя, а товарища слева. В этой связи Суворовское «сам погибай, а товарища выручай» было для спартанцев законом, усвоенным с детства. Спартанцы культивировали любовь к закону, с ранних лет изучая науку мудро повелевать и также мудро подчиняться. В результате такого воспитания взрослый спартанец понимал саму суть правильного порядка вещей и как он создается. Поэтому спартанцев часто приглашали советниками в делах армии и государства (гормосты и синхронисты). Порядок в жизни имел самое непосредственное отношение к порядку на поле боя. Спартанская фаланга была самым организованным военным образованием того времени. Спартанцы дрались спокойно и в тишине, четко выполняя команды старших и сигналы флейт, которые в этой тишине были им хорошо слышны. Слаженности спартанских подразделений на поле боя в немалой степени способствовали совместные обеды, сисситии, которые каждый взрослый спартанец в мирное время ежедневно посещал. За общим столом спартанцы собирались тем же самым подразделением (12-15 чел), в котором они сражались в битвах. Спартанцы ели простую пищу: ячменный хлеб, пшенную кашу, изредка мясо дичи с охоты. Гурманство считалось признаком плохого тона. А еще спартанцы ели за столом свою знаменитую черную похлебку из бобов и бычьей крови, которую кроме них, больше есть не мог никто (детей приучали ее есть с 7 лет по чайной ложке).
А еще спартанцы любили петь. У них даже праздник такой был гимнопомпедии. На этом празднике соревновались хоры. Пели все мальчики, юноши, девушки, старики и взрослые мужи. Не допущение на гимнопомпедии – было одним из самых серьезных наказаний. О совместном обучении. С 7 лет мальчики собирались в особые отряды агелы, в которых они жили и учились сообща. Совместное обучение у спартанцев заканчивалось только после 45 лет, тем не менее, любой спартанец мог продолжить его по собственному желанию, в специальных спортивных залах – гимнасиях, и они, как правило, так и поступали. Старшие с радостью передавали опыт , очень широко была представлена система наставничества. Что могут взять от спартанцев современные тимбилдеры - специалисты по тренингам командообразования? – прежде всего, саму идеи воспитания командного духа. Современные тимбилдинги с надувными мечами и надувными боксерскими перчатками, превращаются во что то близкое к цирковому представлению и очень мало способствуют этой цели. Для того, чтобы тимбилдинг (тренинг командообразования) реально воспитывал командный дух, он должен быть органично вписан в общую жизнедеятельность компании и ориентирован на решение рабочих задач, а если уж мы решили воспользоваться для этой цели игровой формой, то командные задачи должны быть достаточно трудными с элементами вызова.
Т.е. мы говорим о тимбилдинге не как об отдельном тренинге командообразования, а о постоянно действующей в компании функции, в осуществление которой вовлечены все члены организации, а для этого помня о спартанских традициях, нужно, создать условия, чтобы люди проводили друг с другом время не только на работе. Очень хорошим в этом смысле командообразующим эффектом обладают совместные обеды (ужины). Я знал одного руководителя в Иванове, который отличался подобного рода хлебосольностью, по праздникам и просто по субботам у него всегда для персонала был накрыт стол (при чем очень даже неплохой стол). Да и в будни он всегда готов был гостей и сотрудников чем-нибудь угостить. Это может показаться смешным, но командоообразующий эффект был налицо, что в наше время низкой лояльности персонала немаловажный фактор. Следующий момент пение гимнов. Конечно, худшее что может сделать руководитель, это заказать слова гимна компании у какого –нибудь посредственного поэта, а потом насильно заставить своих сотрудников его спеть. Но, помятуя спартанский опыт, можно ведь и по другому. Можно, например, провести тоже тренинг командообразования, или же просто в рамках корпоративного мероприятия провести конкурс гимнов и хоров, а потом провести голосование в интранете на лучший гимн. Что же касается тренинга командообразования , то сейчас вполне возможно моделировать сражения с использованием снаряжения для рукопашного боя, мягких щитов и мягких мечей. См., например, тренинг командообразования «Спартанцы».
|
← старница назад | страница вперёд → |
---|