← назад
Школа корпоративного тренинга Вячеслава Летуновского
Карта сайта
Закрыть

Главная страница

 

Руководство

О нас

Управление персоналом

Клиенты и проекты

Тренерское мастерство

Статьи

Продажи и работа с клиентами

Контакты

Полезные ссылки

Организационная диагностика

Расписание мероприятий

Развитие системы управления

Ближайшие мероприятия

Ближайшее заседание

Новости

О клубе

События

Стать членом клуба

 

   

О нас

 

Летуновский Вячеслав

Ермилова Елена

Ермаков Дмитрий

Журавлева Екатерина

Фатина Маргарита

 

Суворов и бережливое производство. Формирование корпоративной культуры

Необходимым, хотя и недостаточным условием функционирования предприятия на принципах бережливого производства, является наличие в компании соответствующего типа корпоративной культуры, а именно культуры направленной на постоянное улучшение и совершенствование. Мы можем достаточно быстро навести порядок на рабочем месте, сделав его более удобным и привлекательным. Можем составить регламенты и положения в духе «Лин». Более того, можем жесткими мерами заставить некоторое время сотрудников этих регламентов придерживаться. Но вот чего сделать труднее всего, так это сформировать на предприятии, особенно крупном, новую корпоративную культуру, фундирующую те самые регламенты, делающую их выполнение неформальным, а реальным.

Дело в том, что корпоративная культура подобно нижней части айсберга является основанием, не проработав которое, бережливое производство невозможно построить в принципе. Попытки внедрить «Лин» без изменения «мозгов» подобны пришиванию красивого бантика на убогую уродливую машину. В чем суть проблемы? Суть проблемы мне видится в том, что корпоративная культура компании самым тесным образом связана с национальным менталитетом и национальными традициями. В самом деле, почему «Лин» принципы к нам пришли из Японии? Вы можете мне возразить, что не из Японии, а из Америки, однако в Америку они все-таки пришли из Японии.

Мне думается, ответ на этот вопрос довольно прост. В японском менталитете присутствует тяга к постоянному улучшению и совершенствованию чуть ли не на генетическом уровне. Как-то раз я смотрел документальный фильм про Японию, и меня поразил один человек, который 20 лет занимался улучшением бамбуковой удочки, которой он ловил рыбу. 20 лет! Зачем он это делал? Он делал это потому, что стремление к совершенству у японцев носит почти религиозный характер.

Конечно же, имея такой мощный корпоративный культурный фундамент, Япония добилась огромных успехов в построении производства, ориентированного на постоянное улучшение и совершенствование. Возникает закономерный вопрос, а что же мы? Есть ли в нашей отечественной корпоративной культуре такое основание, на котором подобного рода производственные установки будут успешно развиваться? С огромным сожалением должен признать, что с этим вопросом у нас далеко не все так благополучно, как у японцев. Не то, чтобы в нашей корпоративной культуре нет ничего хорошего. Когда я думаю о лучшем в нашей культуре, мне приходит на ум, что-то вроде «Русские не сдаются» или «Сам погибай, а товарища выручай». Это конечно прекрасно о стойкости и жертвенности русских можно слагать легенды, да и реальных фактов на эту тему мы знаем не мало, все это предмет нашей национальной гордости, но бережливое производство на этих принципах не построишь.

Более того, наше традиционное русское «авось» в купе с традиционной нелюбовью к выпендрежникам скорее препятствуют формированию культуре «Лин», чем помогает. Более того, само слово «правильный» в нашем языке отчасти несет негативную семантику. Слишком «правильных» у нас не любят. Возникает вопрос, и что с этим ничего нельзя сделать? – Можно. В этой связи вспоминается отрывок из старого отечественного фильма об Александре Васильевиче Суворове (кстати сказать особенно актуальный в ситуации жесткого экономического кризиса): Военный совет в Альпах, наша армия со всех сторон окружена французами, австрийский генерал, замотанный в шарф, говорит о том, что нужно сдаваться, - «Иного выхода нет», - говорит он. – «Есть», - отвечает Суворов, и далее излагает свой план действий.

К образу А.В. Суворова я обратился не случайно. Обратился потому, что именно ему как никому другому удалось создать в своих войсках эту самую культуру постоянного совершенствования и улучшения, о которой здесь мы только мечтаем. По профессионализму, выучке и моральному духу его подчиненным не было равных, бежали от них и хваленные французы, от которых дрожала в то время вся Европа. Результаты его системы проф. подготовки и управления войсками были поразительными: ни одного поражения за всю свою полководческую жизнь (более 35 лет), постоянное владение инициативой (ни одного оборонительного сражения), все победы с минимально возможными потерями (типичный пример: при Штурме неприступной крепости Измаил на каждого погибшего русского приходилось 6-7 турок).

Суворов на деле доказал, что победить русское «Авось» и «Что тебе больше всех надо» вполне возможно, это реально. Закономерный вопрос, а как ему это удалось? И первое, что приходит на ум, это, конечно же личный пример. Очень красноречиво писал об этом лорд Байрон [1]:

Да, это факт, фельдмаршал самолично
Благоволил полки тренировать
И тратил много времени обычно,
Дабы капрала должность исполнять.
Едва ли эта прихоть неприлична:
Любил он сам солдату показать,
Как по канатной лестнице взбираться,
А то и через ров переправляться.
Еще порой фашины ставил в ряд,
Украсив их чалмами ятаганами,
И нападать на них учил солдат,
Как будто бы сражаясь с мусульманами,
И каждый раз бывал успеху рад.
Его проделки полагая странными,
Над ним шутили в штабе иногда,
А он в ответ брал с ходу города

(Байрон, поэма «Дон Жуан»)

Всемерное поощрение инициативы. Вспоминается случай из польской компании. Один из офицеров, возглавлявших разведгруппу, ошибся с численностью поляков и напал на них, в результате чего его группа была разбита, Суворов не только не наказал его, а наоборот, похвалил при всех: «Где бы не увидел врага, всегда атакуй! Пусть бояться». Также вспоминается Суворовское (прямо скажем невозможное для военных порядков того времени): «Если я сказал налево, а ты видишь направо, меня не слушать! Местному всегда виднее» [3].

Разбирайся с проблемами и принимай решение на месте. «В штабе врут, а в поле бьют», - говорил Суворов» - чем вам не «Генчи Генбуцу»? Действительно Суворов всегда предпочитал разбираться со сложными вопросами непосредственно на месте их возникновения и учил этому своих подчиненных.

«Ученье - свет, а неученье - тьма». Это высказывание, которое наши соотечественники давно считают народным, на самом деле принадлежит все тому же автору, - Александру Васильевичу Суворову. Ему удалось создать вокруг себя такую культуру, где постоянно совершенствоваться было прилично и хорошо. Но учиться не для того чтобы учиться, а для выполнения вполне конкретных целей и задач.

«За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть. Нам мало шести, давай нам десять на одного. Всех побьем, повалим, в полон возьмем. Последнюю кампанию неприятель потерял счетных семьдесят пять тысяч, только что не сто. Он искусно и отчаянно дрался, а мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот братцы! Воинское обучение! Господа офицеры! Какой восторг!» [2]

Принцип широкого контекста. Суворов никогда не жалел времени на то, чтобы сделать поставленную задачу своим подчиненным максимально ясной и понятной и требовал того же от своих офицеров. Всем известный суворовский принцип «Каждый солдат знай свой маневр», по Суворову означал не только точное знание солдатом своих задач на поле боя, но и действий, но также знание задач взвода, роты батальона, полка, дивизии, армии, корпуса и всей военной кампании. Как же так, - возражали Суворову, - а если такого «ученого» солдата поймет враги, он же все секреты выдаст. На что Суворов невозмутимо отвечал: «Вред от того, что солдаты не понимают смысла своих действий гораздо больше, того вреда, который могла бы принести выдача военных секретов» [2].

Создание потока ценности и устранение потерь. Третье правило Суворовской стратегии гласит: “Никаких обособленных коммуникационных операций для обеспечения тыла не производить… Коммуникация малая и токмо для боя”. Сам Суворов иллюстрировал 3-е правило волчком с небольшим приливом, не мешающим волчку вращаться, что означало близкую, временную, сливающуюся с войсками на время боя, переменную коммуникацию, а волчок с большим приливом, вовсе затрудняющим вращение, изображает собою постоянную, длинную, неподвижную коммуникацию, прикрывающую тыл, не сливающуюся с войсками на время боя. У Суворова все и в походе, и в бою и на маневрах служило эффективности боя, остальное исключалось. А человеческие потери как мы помним у него были самые маленькие за всю отечественную военную историю.

Сосредоточенность на главном. Седьмой закон войны по Суворову гласит: «Не дробиться вне взаимовыручки, не сидеть в крепостях, и не привязываться к местным пунктам» [3]. Умение сосредотачивать силы для достижения главного Суворов блестяще доказал множеством своих побед.

Завершенность. Нужно ли лишний раз упоминать, что борьба с незавершенным производством является стержнем философии Лин [4].. «Не дорубленный лес всегда вырастает», - говорил Суворов, и в своей практике боевых действий всегда старался, окончательно разбить врага, что ему почти всегда удавалось, за исключением итальянской компании, где его действия все время сковывались австрийским кабинетом, которому он подчинялся. Внимательное изучение Суворовских компаний показывает, что будь у Суворова чуть больше свободы, которой его лишали политики большей частью из-за зависти, а иногда из-за глупости, вне всякого сомнения, ему удалось бы взять Стамбул в турецкую компанию, и Париж в Итальянскую. Французский генерал Макдональд в 1807г. говорил на балу в Париже российскому посланнику: «Будь у вас другой Суворов, вы бы здесь сейчас ничего не увидели».

Подводя итоги, я хотел бы акцентировать ваше внимание на следующем: формирование в России корпоративной культуры Каидзена, т.е. культуры постоянного улучшения и совершенствования, не смотря на все трудности вполне возможно, и Александр Васильевич Суворов нам это блестяще показал на деле. Этот живой опыт можно и нужно использовать. По своему личному опыту преподавателя и тренера, я знаю, как трудно иногда наши заводские менеджеры принимают западные и восточные подходы и термины, а если тот же самый каидзен и генчи генбуцу вы даете на Суворовских примерах, от сопротивления не остается и следа. Именно поэтому мы в нашей компании разработали целый курс развития управленческих компетенций построенных на базе Суворовского подхода и получившего название «Наука побеждать». Если данный подход вам показался интересным, будем рады сотрудничеству.

И последнее, в настоящий момент, все мы пребываем в состоянии некоторой неопределенности, связанной с глобальным экономическим кризисом, поэтому акцент на умении достичь большего меньшими усилиями, что является по сути основой философии «Лин» и одновременно одним из базовых Суворовских принципов придется нам более, чем кстати.

Литература:

  1. Замостьянов А.А. Суворов Был необъяснимым чудом. – М:.-2006.-400с.
  2. Суворов А.В. Документы. — М.: 1951. —Т.2. — С. 526—541.
  3. «Не числом, а уменьем». Военная система А.В.Суворова. Российский военный сборник, вып.18. – М.:2001. – с.615
  4. Джордж Л.Майкл. «Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 402 с.
 
← старница назад   страница вперёд →