Исторические традиции в методиках тренингов руководителяВячеслав, почему Вы выбрали для своего исследования опыт А.В. Суворова? Лет пятнадцать назад, когда я учился в Институте военных переводчиков, моё внимание привлекла книга «Не числом, а умением» - сборник статей разных авторов об Александре Васильевиче Суворове. Не помню, чем эта книга меня зацепила, но я её купил. Она пролежала на полке до 2005 года, пока вновь не привлекла моё внимание. Уже имея внушительный тренерский опыт, я листал книгу, и у меня возникла одна простая мысль: мы учимся лидерству и менеджменту у Кови, Блэнчарда, Питероса и Друкера, в то время как сами располагаем простой, в то же время «вытаскиваемой» из документов и воспроизводимой в пространстве тренинга эффективной управленческой системой, доставшейся нам в наследство от гениального полководца А.В. Суворова. Окончательно тренинг руководителя родился через год. Были опасения, как рынок его воспримет. В 2007 году я провел первый открытый семинар, а потом первый корпоративный для одной уральской компании. Получив мощную позитивную обратную связь, я стал развивать тренинговый курс «Наука побеждать». Понятно, что всё это время курс менялся. Но всё-таки могли бы Вы сравнить, как воспринимали его раньше и как сейчас?Сегодня Наука побеждать& лучше воспринимается аудиторией, нежели пять лет назад. Думаю, потому что «запад» приелся, да и патриотические настроения и тенденции выросли. А когда и как появилась книга?На одном из форумов, где я выступал с докладом, я познакомился с заместителем генерального директора (сегодня он уже гендиректор) издательства Альпина Паблишерз с которым мы договорились об издании моей книги. Весь следующий год я проводил тренинг руководителя и готовил книгу. Это был хороший взаимообогащающий процесс: материалы, собранные для книги, я использовал на тренингах, и наоборот. Как бы Вы объяснили национальную идею в «Науке побеждать»? Для Суворова быть русским означало своего рода призвание. Всё лучшее в человеке для него было свидетельством«русскости». Но при этом его нельзя упрекнуть в узком национализме, это был патриотизм, распространяющий русскую идею. Любимые генералы ученики Суворова: Дерфельден, Милорадович, Багратион на полном серьезе считали себя русскими. Соприкасаясь и проникаясь патриотическими настроениями на тренингах, люди заметно преображаются, их энергия и желание действовать растут. Например, возьмем эффективные деловые культуры - японскую и американскую. Чем они сильны? Японская — тотальным помешательством на качестве, преданностью своей компании. В основе американской деловой культуры лежат жажда приключений, предпочтение индивидуальности, а не коллективности. Всё это глубоко корнями уходит в национальную культуру. Получается, и в российском менталитете есть определенная специфика, которая влияет на нашу управленческую деловую культуру. В этом случае нужно не ругать особенности менталитета русского человека, а наоборот выделив лучшие черты и опираясь на них, выстраивать эффективную управленческую систему. А что это за черты? Русский человек — не «винтик», ему душно в жестких рамках артикулов и регламентов. Самостоятельность, смекалка, творчество, находчивость, жажда геройства — вот те качества, которые близки душе русского человека. В российской культуре очень сильно укоренена отеческая модель управления, когда руководитель - как «отец родной». Когда я занимался эффективным лидерским стилем, пришел к выводу, что в России успешные руководители как раз используют элементы родительского стиля, который, кстати, на Западе считается не очень эффективным. Думаю продолжить тему тренинга руководителя в культурно-исторических традициях. Сейчас фокусируюсь на времени Петра I и Екатерины II А вообще, как Вы пришли к тренингам? Когда я занимался психодиагностикой и консалтинговыми услугами, вероятность того, что мои рекомендации использовались бы потом на практике, не превышала 20 - 30%. Мне хотелось большего — хотелось прийти к полному циклу, и в 1998 году я открыл школу корпоративного тренинга и консалтинга . Я люблю свою работу, потому что вижу, как отдельные люди, команды, организации, получая конкретные навыки, преображаются. За два дня я могу проводить до 20 ролевых игр, если каждый человек по два раза пройдет в роли главного действующего лица в игре — навык сформируется. Все игры мы разрабатываем сами. Есть что-то общее в разработке тренингов? При разработке любого тренинга руководителя я использую хороший системный подход, которому учился у английских тренеров. После «знакомства» с Суворовым я почерпнул у него очень много, одно из главных — моделирование ситуаций в рамках тренинга руководителя (в том числе, для подготовки и обучения руководителей), например настолько близко, насколько возможно, к реальности. Расскажите, что такое «терапевтическое фехтование». Мной была написана диссертация по экзистенциальной психотерапии. Чем она интересна? Считаю её самой глубокой терапией, поскольку в центре стоит не столько психика, сколько жизнь человека в ракурсе её осуществления. Это самый воодушевляющий, интересный и максимально приближенный ракурс к жизни. Но эта терапия базируется на обширном философском пласте, то есть, по сути, разговорном жанре. Но чтобы вовлекать человека в смоделированные ситуации, одними разговорами не обойдешься. Фехтование в телесно ориентированной практике в психотерапии как нельзя лучше моделирует всю сложность и многообразие человеческих отношений. Люди в пространстве поединка настолько серьезно погружаются в этот контекст, что проявляются не в масках, а такими какие они есть на самом деле. Работа в результате получается мощнее и глубже, чем в других практиках. В чем черпаете новые знания? В передаче знаний я щедрый, ничего не оставляю про запас. Черпаю новую информацию из совершенно разных источников: из книг из интернета из непосредственного общения с людьми. Какое у Вас хобби? Я занимаюсь тем, что очень люблю, получается, что хобби и работа совпадают... Что мне нравится, то я и делаю. Люблю развивать своих детей. Вот младший сын у меня занимается фехтованием (спортивный меч) , уже семь турниров выиграл, его победы и медали – для меня лучшая награда. |
← старница назад | страница вперёд → |
---|