+7 (985) 226-96-70


+7 (903) 171-20-01


info@ctschool.ru






События

        

 

                                                      

ВЯЧЕСЛАВ ЛЕТУНОВСКИЙ: «ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА ВСЕГДА УХОДИТ КОРНЯМИ В КУЛЬТУРУ НАЦИОНАЛЬНУЮ»

Интервью с главным редактором журнала T&D Director Алексеем Мишиным

Рубрика: От первого лица

На нашем рынке немного имен, которых по праву можно назвать авторами и создателями чего-то нового. Вячеслав Летуновский – бесспорно является одним из авторов. Его уникальные тренинги по Суворову – сильно выделяются среди обилия программ. Насколько востребована российская историческая тема в современном обучении персонала мы и попросили рассказать Вячеслава

- Слава, знаю тебя давно и сколько знаю, ты активно занимаешься темой великих русских государственных деятелей, среди которых Александр Суворов, Екатерина Вторая. Скажи, пожалуйста, как ты к этой теме пришел и почему ты понял, что их можно взять для современного бизнеса?

- Да, действительно, я начал с Суворова и могу выделить два корня, почему я к нему обратился. Во-первых, это касается корпоративной и деловой культуры. Работая в основном, по западным технологиям и методикам, я пришел к выводу, что эффективная деловая культура всегда уходит корнями в культуру национальную, хотя и декларируется в разных учебниках, что та или иная культура лучше (японцы считают свою культуру лучше, западники считают, что лучше культура их). Тем не менее, очевидно, что базовые ценности и установки все равно лежат в русле национальной культуры. Поэтому я стал искать какие-то аналоги в отечественной литературе, в нашем менеджменте, чтобы найти какие-то образцы. Это оказалось очень трудно. Как бы там ни было, мой взгляд упал на Александра Васильевича Суворова. В свое время я купил сборник статей о Суворове – его приказы, афоризмы, его знаменитую «Науку побеждать», статьи о нем. Пролистывая этот сборник, (это, как сейчас помню, был 2006 год) я пришел к выводу, что есть достойная управленческая система, в эффективности которой нет никаких сомнений. Суворов – непобедимый полководец, а командовать войсками это, прежде всего, управление, менеджмент, пусть и с военной спецификой. 40 лет побед, причем не просто побед, а побед всегда с минимальными потерями. Все это побудило меня к тому, чтобы начать серьезное исследование. Я вынашивал год эту тему и в 2007 году провел свой первый корпоративный тренинг в Челябинске, в торговой сети «Дикси». Тренинг оказался весьма успешным. Потом я неоднократно проводил подобный тренинг и тема с тех пор стала развиваться. В 2009 году вышла моя первая книга «Наука побеждать. Менеджмент по Суворову», она быстра разошлась. Потом было второе и третье, и четвертое издание, было много различных допечаток. Только в корпоративном формате книгу издавали тиражом более 2000 экземпляров.

Через несколько лет развития данной темы родилась мысль не останавливаться на одном Суворове, а развить целое направление тренингов в культурно-исторической традиции. Может быть, даже не только в русской традиции. Я долго искал кандидатуру, чтобы после Суворова найти такого же эффективного управленца. И долго не мог найти такого, – с одной стороны, эффективность у Суворова была феноменальной, а, с другой стороны, его нравственный облик был кристально чистым, что играет немаловажную роль. В конце концов, года три назад мой взгляд пал на образ Екатерины Великой. Ее эффективность в части государственной деятельности не подлежит сомнению. Екатерина очень интересна как человек, реализовавший свои замыслы, настолько, насколько она это могла сделать. В первую очередь – замысел стать императрицей.,

У меня недавно был интересный разговор с одной из коллег. Она вспоминала Петра Третьего, как человека, который хорошо разбирался в искусстве. Это все так, но в управлении страной и народом он понимал немного, что привело в конечном итоге его к трагической гибели, в отличии от Екатерины, которой удалось, хотя она и была немкой, понять и принять русскую специфику. Если речь идет о русской специфике, то в каком-то смысле мои работы оказались созвучны времени. С Суворовым я начал работать еще в 2006 году, когда о русском менеджменте было говорить не принято. Сегодня тренинги по Суворову проходят на ура. Также проходят тренинги и мастер-классы по Екатерине и они очень хорошо воспринимаются рынком. Тема поиска национальных корней управления стала как никогда актуальной в нашей стране.

- Как заказчики воспринимают эти темы? Как экзотику или как потребность создавать что-то свое в менеджменте?

- Знаешь, если говорить о самом начале пути (2006-2007 годы) это, действительно, было экзотикой. И где-то после 2010 года, когда, по большому счету, национальное сознание стало просыпаться, к этим тренингам стали относиться к чему-то долгожданному и востребованному. До сих пор, когда я провожу свои тренинги по Суворову, чаще всего я слышу обратную связь, что тренинг превзошел ожидания и люди услышали наконец, то, чего они давно ждали.

- Вот ты говоришь «люди услышали наконец, то, чего они давно ждали». А что именно? Чего они ждали?

- Одна из специфик тренингов по Суворову, это позитивная версия родительского стиля управления. Западные учебники апеллируют, в основном, к негативным аспектам родительского стиля управления. В тоже время в России, так уж исторически сложилось, наиболее эффективным и востребованным оказывается родительский стиль управления, но в его позитивной составляющей. Тут я имею в виду то, что позитивные моменты – любовь к делу, любовь к людям, намного сильнее. Любовь к делу, к людям обеспечивают максимальную лояльность и вовлеченность.

С другой стороны, родительский стиль управления является наиболее характерным для нашего российского стиля управления, нашей чертой.

- Почему такая потребность возникла у наших руководителей? Может потому, что в этих моделях много чувств, много личного?

- «Чувства» - слово правильное, но немного узкое. Я согласен, что русские модели управления воспринимаются как более «теплые», а западные – более «холодные». Да, вне всякого сомнения - это из сферы чувств. Такой простой пример – не так давно западники перестали называть людей персоналом, введя термин «человеческие ресурсы». Этот термин, кстати, у нас так и не прижился – у нас до сих людей называют людьми, а не ресурсами. Эта такое очень существенное отличие.

- Правильно ли я понимаю, что сегодня стало понятно, что в эффективное управление нужно добавлять больше человечного?

- Вне всякого сомнения. Родительский стиль управления невозможен по принципу управления машинами.

- Можно ли говорить о том, что западная модель менеджмента, которая во многом была навязана нам, себя не оправдала?

- По большому счету, да, не оправдала. Конечно нельзя, говорить о том, что ее воздействие и влияние было полностью негативным. Конечно, нет! Определенные вещи – целевое управление, управление по показателям эффективности, были нужны и необходимы. Но они не могут заменить вот этого русского, родительского отношения к людям и к делу, как к своему родному.

- Как заказчики реагируют на этот подход «разумного родителя»?

- В большинстве случаев позитивно. Думаю, тут еще речь может идти о том, что в силу ряда исторических факторов, наш бизнес еще достаточно молодой. В большинстве своем, в среднем и малом бизнесе, руководители, как правило, являются родителями для своего бизнеса. Дело для них – родное. Это не маловажный фактор, который отличает нашу ситуацию в бизнесе от того же западного бизнеса, где часто собственники передают свой бизнес в руки наемных менеджеров.

- Мог бы ты привести примеры компаний или бизнесов, которые подобные тренинги вредны?

- Конечно, вопрос провокационный. Я не думаю, что тренинги по тому же Суворову, кому-то могут быть вредны, потому что там много полезных управленческих «фишек». Грамотное внедрение суворовского менеджмента было бы полезно и для транснациональных компаний. Но там могут возникнуть сложности с патриотическим взглядом и с религиозным аспектом, который для Суворова очень важен. Вполне возможно, что грубый перенос суворовского подхода на транснациональную компанию может чему то повредить на идеологическим уровне, но если брать отдельные моменты и адаптировать их под компанию, то очень многое можно взять. Такие опыты, кстати, были: METRO Cash and Carry, Fisher, Stora Enso и др.

- Менеджмент все-таки пришел к нам с Запада и многие выстраивают бизнес по западным калькам. Можно ли говорить о том, что российский руководитель обратил свой взор на российский опыт управления? Можно ли говорить, что сейчас появляется такой тренд?

- Знаешь, к сожалению, наверное, о тренде я говорить пока не могу. Я до сих пор ощущаю себя на этом поле в некотором одиночестве. Я замечаю изменения в восприятии людей. Например, мой тренинг по Суворову на рынке знают, его заказывают, к нему обращаются, часто просят проводить его в больших форматах на большие аудитории. Отношение изменилось, конечно же. Но говорить о том, что это тренд я не могу, потому что я пока не вижу соратников на этом поле.

- Ну и как тебе от этого одиночества?

- Наверное, плохо…. Если брать корыстный аспект (у меня у одного такой тренинг, я на нем зарабатываю), то, конечно же, мне хорошо. Но поскольку для меня работа с культурной традицией это некая миссия, то мне не хватает соратников. У меня было несколько попыток передать технологию тренингов другим тренерам (и в открытом и в корпоративном формате), но к сожалению, эти проекты не состоялись. Но я до сих пор не расстался с этой идеей. Специфика проведения этих тренингов требует хорошего знания истории и серьезной подготовки. Это тоже является неким барьером, который сейчас существует и не все его выдерживают. Но ученики есть и я с ними продолжаю работать.

- Как ты видишь развитие этой темы в ближайшем будущем?

- Я недавно провел мастер-класс на тему «Психология лидерства. Русская версия». Это мероприятие вызвало аншлаг и по вопросам я понимаю, что была очень сильная вовлеченность. На этом мастер-классе попытался шире подойти к этой теме (не только опыт Суворова и Екатерина, но шире) – то есть попытался рассказать об образе такого правильного царя, правильного руководителя. В этот образ хорошо вписывается Александр Третий.

В этом направлении я и буду двигаться в ближайшее время.